0

Бид’а хасана или Хорошее нововведение в Исламе

хадис о хорошем бид'а бида нововведенииЧто такое Бид’а хасана или Хорошее нововведение в Исламе?

К сожалению, во всем мире, в частности здесь у нас в Башкортостане, среди людей распространены такие выдумки как : отмечание 40 дней, годовщины, поминки и многое другое, что вызывает грусть, потому что это еще один признак того, что люди в вопросах религии очень невежественны. Ведь даже многие или большинство не знают основ религии Ислам. Также грустно, что есть муллы, которые совершают бид’а и приводят в свою защиту хадис о хорошем нововведении. На все это хотелось бы привести далиль, который ломает неправильное понимание хадиса о хорошем нововведении.

Вопрос #864: Бид’а хасана (благое новшество)

Я хотел бы знать, что такое бид’а. Я часто слышу, как люди называют различные дела нововведением, и это совершенно запутало меня. И затем, ведь есть хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый, кто вводит полезное новшество, будет вознагражден»? Если это так, почему каждое нововведение считается порицаемым?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Во-первых, мы должны знать шариатское значение термина «бид’а». Это – изобретенный путь в религии с целью поклонения и приближения к Всевышнему Аллаху. Это означает, что бид’а не имеет ничего общего с Шариатом, и на него нет доказательства (далил) в Коране или Сунне, и его не было во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. В тоже время, совершенно очевидно, что в это понятие религиозных нововведений, порицаемых Шариатом, не входят изобретения, относящиеся к мирской жизни.

Что касается твоих сомнений, если ты имеешь в виду видимое противоречие между хадисом Абу Хурейры и хадисом Джарира б. Абд-Аллаха, да будет доволен ими Аллах, то давай ознакомимся с текстом этих хадисов и узнаем, что они означают:

Передается от Джарира б. Абд-Аллаха аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто начнет благое дело (сунна хайр), и его примеру последуют другие, он получит свою награду и вознаграждение, равное наградам тех, кто последовал его примеру, ничуть не умаляя их награды. А кто начнет злое дело, и за ним последуют другие, понесет бремя своего греха и грех всех тех, кто последовал его примеру, ничуть не умаляя их грехи». Хадис передал ат-Тирмизи (2675), который сказал: этот хадис хасан сахих.

У этого хадиса есть предыстория, которая разъясняет смысл слов «кто начнет благое дело». Эта история приводится в «Сахихе» Имама Муслима от Джарира б. Абд-Аллаха, передатчика вышеприведенного хадиса, который сказал:

— К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли бедуины в шерстяных одеждах. Он увидел их плохое состояние и нужду, и начал побуждать людей дать им милостыню, но люди не спешили отвечать на его призыв, пока это не отразилось на его лице. Затем пришел один из ансаров со свертком серебра, затем пришел еще один, и за ним последовали другие, и его лицо засветилось от радости, и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто начнет в Исламе хорошее дело (сунна хасана), которое будут совершать за ним другие, ему запишется награда всех, кто совершит это дело, нисколько не уменьшая их награду. И тот, кто начнет в Исламе плохое дело, которое будут совершать за ним другие, ему запишутся грехи всех, кто совершит это дело, нисколько не уменьшая их грехи». Хадис передал Муслим (1017)

Дополнительное разъяснение можно найти в сообщении Ан-Насаи от Джарира б. Абд-Аллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал:

— Мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в начале дня, когда пришли почти голые и босые люди, перепоясанные мечами. Почти все они, или даже все, были из племени Мудар (северные арабы). Лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось от того, что он увидел их бедственное положение. Он зашел (в свой дом), затем вышел и велел Билалу сделать азан и возглавил людей в молитве, а затем обратился к ним с такими словами: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Пусть человек даст в качестве милостыни свой динар или дирхем, или что-нибудь из своей одежды, или са’а пшеницы или фиников, или даже половину финика!». И тогда пришел один из ансаров со свертком, который еле мог нести в своей руке, и за ним последовали другие, пока не образовались две кучи из еды и одежды. Лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засияло от радости, подобно золоту, и он сказал: «Тот, кто начнет в Исламе хорошее дело (сунна хасана), получит его награду и награду тех, кто совершит это дело, ничуть не умаляя их награду. И тот, кто начнет в Исламе плохое дело, понесет бремя этого греха и бремя тех, кто совершит это дело, ничуть не умаляя их бремени». Хадис передал ан-Насаи в «аль-Муджтаба»: Книга Закята, глава «Побуждение к садака».

Из контекста этой истории становится ясным смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «тот, кто начнет в Исламе хорошее дело». Это означает:

Тот, кто оживит какую-либо сунну из Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или научит других этой сунне, или прикажет ее совершить, или сам будет ее совершать так, что другие увидят и услышат про это.

На это также указывает хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

— К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек и он призвал людей дать ему милостыню. Один из них сказал: «У меня есть то-то и то-то». И не осталось в маджлисе человека, который не дал бы этому человеку хоть что-нибудь в качестве садака. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто положит начало благому делу, которое подхватят другие, ему будет полная награда за это дело и награда тех, кто последовал его примеру, ничуть не умаляя их награды. Тому, кто положит начало плохому делу, которое подхватят другие, он понесет полное бремя этого греха и грехов тех, кто последовал его примеру, ничуть не умаляя их бремени. (Хадис передал Ибн Маджа в своем «Сунане», 204)

Вышесказанное разъясняет, не оставляя никаких сомнений, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешил нововведения в религии и не открыл дверь тому, что люди называют бд’а хасана, по следующим причинам:

1 — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно говорил: «Каждое нововведение – бида’а, каждое бид’а – заблуждение, каждое заблуждение будет в Огне». Хадис передал ан-Насаи в своем «Сунане», Молитва двух праздников, глава «Кайфа аль-Хутба». Подобный хадис передали Ахмад от Джабира, да будет доволен им Аллах ; Абу Дауд от Ирбада б. Сария; Ибн Маджа от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда читал хутбу, говорил: «А затем: Поистине, лучшая речь – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – руководство Мухаммада. Худшие из дел – это нововведения, а каждое бид’а — заблуждение». Хадис передал Муслим (867).

Если каждое бид’а – это заблуждение, как могут некоторые люди говорить, что в Исламе есть «бид’а хасана» (благое новшество)? Клянусь Аллахом, это явное противоречие тому, что утверждал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и остерегал от этого.

2 — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что дело того, кто вносит новшество в религию, будет отвергнуто, и оно не будет принято Аллахом, как это сказано в хадисе Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не является его частью, это будет отвергнуто». (Хадис передал аль-Бухари, Фатх аль-Бари, 2697).

Как после этого человек может говорить, что разрешено делать бид’а и следовать ему?

3 – Тот, кто вводит в религию нововведение, которое не является ее частью, подразумевает этим много скверных дел, каждое из которого хуже предыдущего, например:

— что религия является неполной, и что Аллах не довел её до конца, и она может быть усовершенствована. Это противоречит словам Всевышнего Аллаха: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (Коран, 5:3)

— что религия оставалась неполной со времени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до тех пор, пока не появился этот новатор и не восполнил ее своими нововведениями;

— тот, кто допускает нововведения в религии, обвиняет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из двух: или он не знал об этом «благом новшестве», или он знал, но скрыл это, и подвел Умму, не сообщив им об этом благе!

— что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и праведные предки упустили награду этого «благого новшества», а этот новатор пришел и взял эту награду, хотя он должен был сказать себе: «Если бы в этом деле было благо, они были бы первыми, кто совершил это»;

— введение «благих новшеств» приводит к изменению религии и открывает двери прихотям и мнениям людей, ведь каждый новатор считает, что вносит что-то хорошее, так к кому мы должны прислушаться и за кем должны последовать?

— следование нововведениям приводит к прекращению практики Сунны и пути праведных предков. Жизнь показывает, что оживление бид’а приводит к вымиранию Сунны. Верно и обратное.

Мы просим Аллаха удержать нас от заблуждения по причине наших прихотей и от фитны, явной и скрытой. И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

aadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.