Гора Нарыстау: мифы и реальность
Археологические памятники нередко играют важную роль в обрядовой практике населения южноуральского региона. Они наделяются разными формами сакрализации и входят в группу ритуальных маркеров. Так, например, произошло со средневековым некрополем Ильчигулово IV, каменные оградки которого стали объектом поклонения и эпицентром формирования новых сакральных пространств.
Первые археологические исследования близ д. Ильчигулово (близлежащая деревня к горе Нарыстау) были проведены в XIX в. антропологом Н.М. Малиевым. В 1986 г. в ходе археологической разведки, Г.Н. Гарустовичем на той же территории обнаружено 7 новых курганов и могильников, относящихся к различным эпохам, в том числе и некрополь Ильчигулово IV. В ходе исследования памятника было обнаружено, что Выкладка №1 является пустой, а под Выкладкой №2 выявлено захоронение мужчины-воина со следами рубленой раны. Исследователь связывает изученные комплексы с инвентарными погребениями Ильчигуловского могильника, ранее изученного Н.М. Малиевым, и соотносит их с кочевниками XIV в., так же, он приходит к выводу, что исследованные оградки были возведены из камней, взятых из разрушенных насыпей данного могильника и сооружены не ранее XIX в.
![Гора Нарыстау: мифы и реальность, изображение №1](https://sun9-east.userapi.com/sun9-36/s/v1/if1/JbG5NGnYVk9BxWqKchSq_Cli65tFY64s6FWmYVxlptgwDGro2p7uPZ_lbys5scSu19ZJLmIy.jpg?size=1280x766&quality=96&type=album)
Косвенным подтверждением выше приведенных данных является сюжетная линия башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» датируемый кон. XIV – нач. XV вв., где прилегающая к горе Нарыстау территория определяется как место захоронения главных героев:
«Покончив с войной, наконец,
Меч, отер он, лицо омыл,
Вновь остался у тех мест.
Где могила Идукая с Ынье,
Находилась у горы Нарыс»
До 60-х гг. XX в., по сведениям местных жителей, а также по данным, содержащимся в научном отчете Г.Н. Гарустовича, наблюдались немногочисленные паломники, приходившие к выкладкам и к «святому ключу». В последующем объект, вероятно, теряет свою значимость, так как по его наблюдениям в ходе обследования территории «святой источник» использовался для охлаждения молока. Информация о вероятном захоронении здесь сподвижников пророка Мухаммеда отсутствовала полностью.
Каким же образом произошло изменение структуры сакрального объекта?
Конструирование мифа
Начало активного поиска верующими (суфистами* — примечание канала) могил сподвижников пророка на территории Волго-Уральского региона относится к последним десятилетиям XX в. и связано не только с ростом религиозного самосознания, но и популярностью спорных идей Хисам ад-Дин ибн Шараф уд-Дин ал-Булгари Муслими и Тадж ад-Дина Ялсыгула аль-Башкурди, работы которых резко критиковалась как нетрадиционалистами Ш. Марджани и Р. Фахретдиновым, так и М.А.Усмановым.
![Рис. 2. Сооружение на Выкладке №1, Ильчигулово IV курганный могильник (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-east.userapi.com/sun9-43/s/v1/if1/G9F31yjTDJDvsc_3Ui8jEHp8zIALYgRZ1SAPm1e5nO7_pdZ-e3luwUYmd9-dR8WuUagEPZny.jpg?size=706x473&quality=96&type=album)
Следующий этап связан с посещением в 2010 г. делегацией суфиев из Башкортостана Шейха суфийского ордена Накшибандия Мухаммада Назима Адиль аль-Кубруси аль-Хаккани (проживавшего в Турецкой республике – Северный Кипр). Во время встречи ему были показаны фотографии предполагаемых мест захоронения сахабов на территории республики. Рассмотрев все фотографии, шейх указал на гору Нарыстау как место захоронения сподвижников пророка.
![Рис. 3. Сооружение на Выкладке №2, Ильчигулово IV курганный могильник(д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан).Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-east.userapi.com/sun9-58/s/v1/if1/Pxqcsg7DU_ZXKWaQjMtw2dOdx1CGnAWEd1laEu64_ftmiKJqSsl_vqubP5KNudr-SYzM7GIw.jpg?size=699x463&quality=96&type=album)
После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство. В 2011 г. на месте Выкладки № 1 воздвигается памятник с указанием имен двух сподвижников пророка Зубаира ибн Заита и Абдуррахмана ибн Зубаира и куполообразное сооружение (рис. 2), а над Выкладкой №2 только куполообразное сооружение (рис. 3). В 2012 г. у подножья горы строится мечеть, приуроченная к памятнику (рис.4).
![Рис. 4. Мечеть сахабов (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-east.userapi.com/sun9-58/s/v1/if1/7liA02Pm_pIpvR21FiGn90t9E4anM3tAtIDimKKTx03k0p6lPpC5TWDrcRY8JuxkRTZysio8.jpg?size=692x472&quality=96&type=album)
Дополнительный импульс и «легитимизацию» объект получает в 2013 г. после его посещения сыном и приемником Мухаммада Назима Хаккани Мухаммадом (Мехмет) Адилем Хаккани аль-Кипруси, сопровождаемого представителями местного духовенства. В рамках ежегодного турне (2013 – 2015 гг.) Мехмета Адиля по «святым местам» каменные ограды могильника Ильчигулово IV, наряду с другими археологическими объектами – мавзолеи Хусаин-бека и Бендебике и др., включаются в основную часть программы его пребывания. Именно в день его посещения «святого места» можно наблюдать более 1000 паломников желающих почтить святыни (рис.5).
![Рис. 5. Мероприятие приуроченное посещению Мехметом Адилем “святого места” (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-north.userapi.com/sun9-81/s/v1/if1/_qkClc5HmhrfaU53MdtIjVQ06BQKB_-9GR2wOPaqhQVZpp5C5YPi78H9id9NFe5k0nb3Gxm9.jpg?size=689x455&quality=96&type=album)
Некоторые рьяные паломники (сектанты* — прим.ред), обладающие «откровениями» не ограничиваются посещением «могил сахабов» и купанием в «святом ключе». Пытаясь расширить границы сакрального пространства они включают в него все новые объекты. Так, сотрудниками ИЭИ УНЦ РАН в ходе экспедиционного выезда в мае 2015 было зафиксировано включение в комплекс «Нарыстау»:
1) искусственной насыпи, сформированной, вероятнее всего, в результате строительных работ – т.н. «курган» находящегося в 40 м к ССВ от ограды №2. Некоторые паломники обходят объект семь раз, предполагая, что там также захоронен «аулия» (рис.6).
![Рис. 6. Формирование новых сакральных мест. Поклонение и обход современной искусственной насыпи (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-east.userapi.com/sun9-75/s/v1/if1/I2enEj6unDMVBnTLezIy7tudkofxiGiXZdABOfUjuoK1WDFst14yrd-f9w8TLRw9d-MtD4mR.jpg?size=724x483&quality=96&type=album)
2) двух каменных набросков округлой формы диаметром 0,5 и 0,7 м сложенных в 320 м к юго-востоку от выкладки №1 на мысообразной площадке сырта. Между камнями зафиксированы куски ниток, материи и воткнутые вертикально вороньи перья (рис.7).
![Рис. 7. Формирование новых сакральных мест. Каменные наброски (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.](https://sun9-west.userapi.com/sun9-14/s/v1/if1/RC7Wv6t8Q8BUDu7myde3KgpGQCuHT1NL12GDAdhj6Y1680tPLZpRnRL1Kx3TZn-cmMZ2lhEn.jpg?size=715x476&quality=96&type=album)
Таким образом, на примере данного памятника археологии можно проследить одну из моделей формирования современных сакральных пространств и объектов – конструирование абсолютно искусственных представлений, поддерживаемых как официальным мусульманским духовенством, так и властными структурами на местах. В данном случае, эта модель стала фундаментом для продвижения в регионе идей суфийского ордена Накшибандия.
На сегодняшний день на Южном Урале насчитывается более сотни археологических памятников, подвергшихся сакрализации. Представители всевозможных религиозных течений и сект, в том числе и запрещенных, привлекают новых членов, используя традиционный для башкир обряд поклонения святым (аулия)(здесь авторам не стоило обобщать, хотя такие сектанты имеют место быть). Именно этим объясняется значительное увеличение «мест поклонений» сформированных в первую очередь за счет выраженных в рельефе курганных насыпей, каменных оградок, выкладок, отдельных камней, гротов и пр. Наиболее стихийно эти процессы наблюдаются в Башкирском Зауралье.
Оригинал http://sciencerb.ru/# 2015 год №4