0

Археологи о суфийских сектантах и Нарыстау

Гора Нарыстау: мифы и реальность

Археологические памятники нередко играют важную роль в обрядовой практике населения южноуральского региона. Они наделяются разными формами сакрализации и входят в группу ритуальных маркеров. Так, например, произошло со средневековым некрополем Ильчигулово IV, каменные оградки которого стали объектом поклонения и эпицентром формирования новых сакральных пространств.

Первые археологические исследования близ д. Ильчигулово (близлежащая деревня к горе Нарыстау) были проведены в XIX в. антропологом Н.М. Малиевым. В 1986 г. в ходе археологической разведки, Г.Н. Гарустовичем на той же территории обнаружено 7 новых курганов и могильников, относящихся к различным эпохам, в том числе и некрополь Ильчигулово IV. В ходе исследования памятника было обнаружено, что Выкладка №1 является пустой, а под Выкладкой №2 выявлено захоронение мужчины-воина со следами рубленой раны. Исследователь связывает изученные комплексы с инвентарными погребениями Ильчигуловского могильника, ранее изученного Н.М. Малиевым, и соотносит их с кочевниками XIV в., так же, он приходит к выводу, что исследованные оградки были возведены из камней, взятых из разрушенных насыпей данного могильника и сооружены не ранее XIX в.

Гора Нарыстау: мифы и реальность, изображение №1

Косвенным подтверждением выше приведенных данных является сюжетная линия башкирского эпоса «Идукай и Мурадым» датируемый кон. XIV – нач. XV вв., где прилегающая к горе Нарыстау территория определяется как место захоронения главных героев:

«Покончив с войной, наконец,

Меч, отер он, лицо омыл,

Вновь остался у тех мест.

Где могила Идукая с Ынье,

Находилась у горы Нарыс»

До 60-х гг. XX в., по сведениям местных жителей, а также по данным, содержащимся в научном отчете Г.Н. Гарустовича, наблюдались немногочисленные паломники, приходившие к выкладкам и к «святому ключу». В последующем объект, вероятно, теряет свою значимость, так как по его наблюдениям в ходе обследования территории «святой источник» использовался для охлаждения молока. Информация о вероятном захоронении здесь сподвижников пророка Мухаммеда отсутствовала полностью.

Каким же образом произошло изменение структуры сакрального объекта?

Конструирование мифа

Начало активного поиска верующими могил сподвижников пророка на территории Волго-Уральского региона относится к последним десятилетиям XX в. и связано не только с ростом религиозного самосознания, но и популярностью спорных идей Хисам ад-Дин ибн Шараф уд-Дин ал-Булгари Муслими и Тадж ад-Дина Ялсыгула аль-Башкурди, работы которых резко критиковалась как нетрадиционалистами Ш. Марджани и Р. Фахретдиновым, так и М.А.Усмановым.

Рис. 2. Сооружение на Выкладке №1, Ильчигулово IV курганный могильник (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 2. Сооружение на Выкладке №1, Ильчигулово IV курганный могильник (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

Следующий этап связан с посещением в 2010 г. делегацией суфиев из Башкортостана Шейха суфийского ордена Накшибандия Мухаммада Назима Адиль аль-Кубруси аль-Хаккани (проживавшего в Турецкой республике – Северный Кипр). Во время встречи ему были показаны фотографии предполагаемых мест захоронения сахабов на территории республики. Рассмотрев все фотографии, шейх указал на гору Нарыстау как место захоронения сподвижников пророка.

Рис. 3. Сооружение на Выкладке №2, Ильчигулово IV курганный могильник(д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан).Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 3. Сооружение на Выкладке №2, Ильчигулово IV курганный могильник(д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан).Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство. В 2011 г. на месте Выкладки № 1 воздвигается памятник с указанием имен двух сподвижников пророка Зубаира ибн Заита и Абдуррахмана ибн Зубаира и куполообразное сооружение (рис. 2), а над Выкладкой №2 только куполообразное сооружение (рис. 3). В 2012 г. у подножья горы строится мечеть, приуроченная к памятнику (рис.4).

Рис. 4. Мечеть сахабов (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 4. Мечеть сахабов (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

Дополнительный импульс и «легитимизацию» объект получает в 2013 г. после его посещения сыном и приемником Мухаммада Назима Хаккани Мухаммадом (Мехмет) Адилем Хаккани аль-Кипруси, сопровождаемого представителями местного духовенства. В рамках ежегодного турне (2013 – 2015 гг.) Мехмета Адиля по «святым местам» каменные ограды могильника Ильчигулово IV, наряду с другими археологическими объектами – мавзолеи Хусаин-бека и Бендебике и др., включаются в основную часть программы его пребывания. Именно в день его посещения «святого места» можно наблюдать более 1000 паломников желающих почтить святыни (рис.5).

Рис. 5. Мероприятие приуроченное посещению Мехметом Адилем “святого места” (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 5. Мероприятие приуроченное посещению Мехметом Адилем “святого места” (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

Некоторые рьяные паломники, обладающие «откровениями» не ограничиваются посещением «могил сахабов» и купанием в «святом ключе». Пытаясь расширить границы сакрального пространства они включают в него все новые объекты. Так, сотрудниками ИЭИ УНЦ РАН в ходе экспедиционного выезда в мае 2015 было зафиксировано включение в комплекс «Нарыстау»:

1) искусственной насыпи, сформированной, вероятнее всего, в результате строительных работ – т.н. «курган» находящегося в 40 м к ССВ от ограды №2. Некоторые паломники обходят объект семь раз, предполагая, что там также захоронен «аулия» (рис.6).

Рис. 6. Формирование новых сакральных мест. Поклонение и обход современной искусственной насыпи (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 6. Формирование новых сакральных мест. Поклонение и обход современной искусственной насыпи (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

2) двух каменных набросков округлой формы диаметром 0,5 и 0,7 м сложенных в 320 м к юго-востоку от выкладки №1 на мысообразной площадке сырта. Между камнями зафиксированы куски ниток, материи и воткнутые вертикально вороньи перья (рис.7).

Рис. 7. Формирование новых сакральных мест. Каменные наброски (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова - 2015 г.
Рис. 7. Формирование новых сакральных мест. Каменные наброски (д. Ильчигулово, Миякинский район, Республика Башкортостан). Съемка А.И. Тузбекова — 2015 г.

Таким образом, на примере данного памятника археологии можно проследить одну из моделей формирования современных сакральных пространств и объектов – конструирование абсолютно искусственных представлений, поддерживаемых как официальным мусульманским духовенством, так и властными структурами на местах. В данном случае, эта модель стала фундаментом для продвижения в регионе идей суфийского ордена Накшибандия.

На сегодняшний день на Южном Урале насчитывается более сотни археологических памятников, подвергшихся сакрализации. Представители всевозможных религиозных течений и сект, в том числе и запрещенных, привлекают новых членов, используя традиционный для башкир обряд поклонения святым (аулия). Именно этим объясняется значительное увеличение «мест поклонений» сформированных в первую очередь за счет выраженных в рельефе курганных насыпей, каменных оградок, выкладок, отдельных камней, гротов и пр. Наиболее стихийно эти процессы наблюдаются в Башкирском Зауралье.

© Тузбеков А.И.Бахшиев И.И.

Оригинал http://sciencerb.ru/# 2015 год №4

802 просмотра·20 поделились
Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

aadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.